Маркет-мейкеры (market maker) и маркет-юзеры (market-user)

Маркет-мейкеры и маркет-юзеры


Участников финансовых рынков условно делят на маркет-мейкеров (market maker) и маркет-юзеров (market-user). Они по-разному влияют на изменение рыночной цены, его динамику и направленность.

Маркет-мейкеры – это крупные финансовые учреждения, на долю которых приходится подавляющее большинство крупных сделок на валютном рынке. С помощью значительного вливания денежных средств, они влияют на котировки валютных пар, вступая в сделки по ним в зависимости от собственной выгоды. В течение всей торговой сессии маркет-мейкеры обеспечивают ликвидность валютных пар, вступая в сделки в разных направлениях.

Маркет-юзеры – это финансовые организации, которые используют существующий курс для удовлетворения собственных потребностей в иностранной валюте. Это небольшие банки, инвестиционные и страховые компании, которые используют для торговли курс, установленный маркет-мейкерами. Общее количество маркет-юзеров на рынке довольно существенное, однако денежной доли каждого из них не достаточно для значительного влияния на котировки.

Взаимозависимость игроков на рынке можно легко отследить из названий - маркет-мейкеры (формирующие рынок), маркет-юзеры (использующие рынок).

К крупнейшим маркет-мейкерам относят: JPMorgan Chase, China Construction Bank, Royal Bank of Scotland, UniCredit Group. Ежедневно они совершают многомиллиардные сделки, непосредственно влияющие на рынок. В крупных европейских странах к маркет-мейкреам можно отнести Центральные банки. Например, Центральный Банк РФ может в любой момент провести интервенцию, увеличив или уменьшив долю рубля на рынке и установив необходимый валютный коридор, в пределах которого будет варьироваться курс национальной валюты. Точно так же для швейцарского франка основным маркет мейкером является Union Bank of Switzerland.

Рассмотрим, каким образом происходит заключение сделки маркет-мейкером на примере биржи NASDAQ. Крупные игроки связываются с маркет-юзерами посредствам программного обеспечения «SelectNet». Непосредственная торговля осуществляется в программе «SOES NASDAQ», доступ к которой имеют лишь игроки второго уровня. Преимущества, которые дает уровень, в основном, заключаются в предоставлении льгот относительно оплаты обязательного комиссионного сбора, а так же возможности совершать особенно крупные сделки в автоматическом режиме. Получить его может любая брокерская компания, которая подписывает контракт и берет на себя обязательства зафиксировать на определенное время разницу между ценой покупки и продажи. Этой ценой пользуются остальные участники рынка.

Дилинговые центры и брокеры форекс, предоставляющие котировки частным трейдерам, являются маркет-юзерами. Они заключают договора с банками или сотрудничают напрямую с маркет-мейкерами, которые «поставляют» котировки валютных курсов в торговые терминалы. Один брокер может сотрудничать одновременно с несколькими маркет-мейкерами, принимая наиболее выгодную котировку. Опытные трейдеры заметили, что в разных дилинговых центрах котировки могут значительно отличаться. Все зависит от пула, к которому принадлежит маркет-мейкер. Нередко и сам форекс брокер вносит корректировки курса. Досконально проверить компанию на предмет правильности котирования валютных курсов довольно сложно, трейдерам остается рассчитывать на чесность и порядочность выбранного брокера. 

Крупные брокеры выступают непосредственными участниками рыночной торговли. Все риски, связанные с приобретением и хранением валют на счетах ложатся на них. Маркет-мейкер обязан показывать свои сделки, то есть информация о покупке и продаже инвестиционного инструмента является публичной. Понимание трейдером особенностей заключения сделок крупными игроками может в значительной степени увеличить доход от торговли. 

Некоторые дилинговые центры сознательно сдвигают котировку в сторону противоположную большинству открытых позиций трейдеров. Подобные действия обманом назвать тяжело, они незначительно влияют на доходность учасников торговли. Трейдеру остается смириться с данным обстоятельством или открыть счет в крупном банке и получать котировки напрямую от маркет-мейкра. Данный вид услуг предоставляют форекс брокеры ECN, с их помощью трейдер попадает непосредственно на межбанковскую биржу, заключая сделки с другими игроками напрямую. Однако стоимость открытия счета у ECN-брокера достаточно высокая, к тому же необходимо постоянно поддерживать минимальный размер депозита.

Совсем другое дело, когда дилинговый центр стает в позицию не только против общей массы трейдеров, но и против каждой отдельной сделки. Сделать это не трудно, ведь дилер форекс видит не только направленность позиции, но и количество денег на счету клиента, уровни, где размещены стоп-приказы. На короткий промежуток времени дилер может искуственно «подвинуть» рынок, и выбить стоп-лосс, получив при этом прибыль от убытка трейдера. Еще один распространенный вид мошенничества – это проскальзывание. В моменты сильного рыночного сплеска вдруг зависает торговая платформа или не срабатывает отложенный ордер. На самом деле технические неполадки вызваны отнюдь не проблемами с программным обеспечением, а желанием дилера не дать трейдеру получить прибыль. В подобных компаниях разорение депозита – это всего лишь дело времени. Такие компании называются «форекс кухни» и никакого отношения к брокерской деятельности они не имеют. Поэтому стоит быть предельно внимательным при выборе форекс брокера.

Занимаясь трейдингом на финансовых рынках, стоит понимать: мы открываем позицию вслед за маркет-мейкером или против них. Имея всю необходимую информацию о состоянии рынка (динамика изменения спроса и предложения) крупный игрок всегда находится на шаг впереди остальных участников процесса торговли. Во время неопределенности маркет-мейкеры, зачастую, скупают инвестиционные активы по заниженным ценам, после чего продают их по более выгодной цене.